Детский сад № 3 "Дюймовочка",г.Бирск

Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ ИГР

 ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ ИГР Кутлиярова Л.Ф., воспитатель МАДОУ Детский сад № 3 "Дюймовочка", г. Бирск, РБ Черникова М.С., к.п.н, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Бирского филиала БашГУ, г. Бирск, РБ Формирование патриотического мышления и гражданской идентичности общества, гражданской активности начинают уже со старшего дошкольного возраста, где происходит становлениемировоззрения личности,появляется интерес к своему окружению, к объектам культуры. Старшим дошкольникам еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются в бытовую деятельность. Вот поэтому базой для развития гражданской активности дошкольников является культура родного края, а содержанием – «патриотическое воспитание». В педагогической науке проблема воспитания гражданственности обсуждалась многими учеными - исследователями (Ю.П. Азаров, А.В. Беляев, И.А. Королев, Э.П. Козлов, В.В. Столин и др.). Гражданственность рассматривалась как сложное личностное образование, основные элементы которого это гармоническое сочетание патриотических и интернациональных чувств, нравственной и правовой культуры, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно в её дисциплинированности, уважении и доверии к гражданам, к государственной власти, в выполнении ею прав и обязанностей принятых законодательством страны. Воспитание гражданственности рассматривалась в педагогическом наследии К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, про необходимость воспитания чувства патриотизма писала Н.К. Крупская. Эта же проблема представлена в исследованиях советского и 221 постсоветского периодов - Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Э.К. Сусловой, Е.С. Никоновой и др. Гражданственность, по мнению А.В. Беляева, включает в себя знание прав и обязанностей гражданина конкретной страны, неукоснительное соблюдение их, что выступает социальной гарантией консолидации государства, сохранения его суверенитета и обеспечения условий для жизнедеятельности граждан. В своих исследованиях А.А. Аронов, М.Н. Аплетаев, В.В. Берман, B.C. Библер, О.С. Газман, В.П. Киселев утверждают, что быть гражданином, значит иметь определенные права, нести обязанности по отношению к своему народу, ответственность за то, что происходит в стране, деятельно способствовать ее прогрессу. Гражданственность включает в себя гуманизм взаимоотношений людей, а также уважение национального достоинства. Воспитание гражданских представлений у старших дошкольников эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий, т.е. в той среде, в которой рассматриваемое явление возникает, существует и развивается. Воспитание основ гражданственности, гражданских представлений включает в себя и передачу знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Можно руководствоваться принципами педагогической деятельности в ДОУ по воспитанию гражданственности: - индивидуализация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста; - постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; - системность и последовательность воспитания и обучения, представленная формированием целостного процесса познания социального мира; - обеспечение психологического комфорта при организации занятий; - преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих целостному восприятию данного цикла. Среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение, выделяется игра. Причем не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки). Большое значение в воспитании любви к родному краю, к языку, к обычаям и традициям имеют народные игры, а, чтобы игра воздействовала на чувства ребенка, долго жила в его сердце, нужна повседневная кропотливая работа. Для внедрения народных игр в жизнь дошкольников педагог должен: 1. Глубоко знать и свободно владеть обширным игровым материалом и методикой педагогического руководства. 2. В ходе игры привлечь внимание детей к ее содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, регулировать эмоциональноположительное настроение и взаимоотношение играющих, приучать их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, учить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Большинство башкирских народных игр связано с национальными праздниками: САБАНТУЙ – игра «Сабантуй», ВОРОНЬЯ КАША – игра «Коршун», НОВОСЕЛЬЕ – игра «Юрта», «Встреча гостей». В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения образны и часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами. Объяснение каждой новой игры может происходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Прежде, чем объяснить сюжетную народную игру, надо предварительно рассказать о жизни того народа, в чью игру детям предлагают поиграть, показать иллюстрации, предметы быта, заинтересовать национальными обычаями. Рассказать о сюжете игры, 222 пояснить роль ведущего или водящего, и перейти к распределению ролей, применяя при этом считалки, а также считалки на башкирском языке. Несюжетные игры объясняются кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. Дается представление об ее содержании, последовательности действий, расположении игроков и атрибутов. Затем 1-2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что дети поняли правила. Основная часть времени - конкретные игровые действия. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей, воспитывают чувство толерантности. Задача ДОУ, педагогов заключается в обеспечении детям старшего дошкольного возраста успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя гражданином своей Родины. Психологическую сущность этого процесса составляет формирование положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста, при которой потребность быть полезнымобществу, народу, Отечеству является нравственнымстержнем личности. Таким образом, воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста является воспитание человека-гражданина. Литература. 1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2017. - 144 с. 2. Штурнева Т. П., Токарева Л. И., Мотчанова И. П. Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников // Молодой ученый. - 2016. - № 29. - С. 16-20. В

3 ноября 2019 в 19:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.